3.4. Проверка уровней жидкостей, контроль утечек

Независимо от интервалов проверки по графику не допускайте, чтобы жидкости вытекали под автомобиль, такие утечки указывают на неисправность, которую следует устранять немедленно.

Жидкости являются неотъемлемой составной частью систем смазки, охлаждения, тормозной системы, ГУР, и омывателя ветрового стекла. Ввиду постепенного расхода и загрязнения жидкостей в процессе нормальной эксплуатации автомобиля, их следует периодически заменять. Доливайте только жидкости, соответствующие требованиям Спецификаций Главы Настройки и текущее обслуживание автомобиля.

При любой проверке уровня жидкости автомобиль должен стоять на ровной поверхности.

Двигательное масло

Визуальный контроль утечек

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

При замасленном двигателе и большом расходе масла проверьте следующие места на наличие утечек:

  1. Откройте крышку маслозаливной горловины и проверьте уплотнение на наличие трещин или повреждений.
  2. Прокладка крышки головки цилиндров.
  3. Прокладка головки цилиндров.
  4. Прокладка масляного фильтра: прилегание фильтра к фланцу.
  5. Сливная пробка двигательного масла: уплотнительное кольцо.
  6. Прокладка поддона картера.
  7. Сальники коленчатого вала.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Так как при наличии утечки масло распространяется по большой поверхности двигателя, её место сразу определить сложно. Для обнаружения утечек действуйте следующим образом:

  1. Промойте двигатель, для чего закройте генератор и блок предохранителей полиэтиленовым пакетом, опрыскайте двигатель обычным холодным очистителем и через непродолжительное время промойте водой.
  2. Сопрягаемые поверхности и уплотнения на двигателе посыпьте снаружи известью или тальком.
  3. Проверьте уровень двигательного масла и при необходимости долейте масло.
  4. С целью разогреть масло совершите пробную поездку на автомобиле на расстояние около 30 км по скоростной трассе. Вязкость разогретого масла понизится, и оно быстрее выступит в местах утечек.
  5. В заключение исследуйте двигатель, освещая его лампой, локализуйте места утечек и устраните их.

Проверка и корректировка уровня масла

Проверка уровня двигательного масла производится с помощью измерительного щупа, расположенного на боку двигателя (см. №6 на иллюстрации Компоненты двигательного отсека, подлежащие регулярному обслуживанию). Щуп проходит через металлическую трубку вниз, достигая дна поддона картера двигателя.

Измерение уровня двигательного масла следует производить перед запуском двигателя или не менее чем через 2 мин после его выключения.

Если приступить к измерению уровня двигательного масла сразу после выключения двигателя, часть масла останется в верхней части двигателя и результаты измерения будут ошибочны.


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Извлеките щуп из направляющей и насухо протрите его лезвие чистой ветошью или бумажным полотенцем. Введите щуп до конца обратно и вновь извлеките его. Высота смоченного маслом участка лезвия будет соответствовать уровню масла в двигателе. Этот уровень должен находиться между метками на щупе.
1 — Добавьте масло
2 — Нормальный уровень
3 — Откачайте масло
4 — Нижняя метка (минимальный допустимый уровень)
5 — Верхняя метка (максимальный допустимый уровень)
  1. Для подъёма уровня масла от минимальной метки на щупе до максимальной требуется примерно 1.5 л масла. Не допускайте падения уровня ниже минимальной метки, т.к. масляное голодание может привести к повреждению двигателя. С другой стороны, переполнение двигателя маслом (доливание выше максимальной отметки) может явиться причиной замасливания свечей зажигания, утечек масла, выхода из строя сальников, а также повреждения каталитического преобразователя.
  2. Для того чтобы долить масло, снимите крышку заливной горловины, расположенную на крышке головки цилиндров (см. №6 на иллюстрации Компоненты двигательного отсека, подлежащие регулярному обслуживанию). После доливания масла подождите несколько минут, чтобы уровень масла стабилизировался, затем вытащите щуп и снова проверьте уровень. Если требуется, долейте ещё масла. Если на крышке обнаружены загрязнения, промойте её бензином. Закройте крышку горловины и поверните её до щелчка.
  3. Проверка уровня масла является важной профилактической процедурой и должна производиться как можно чаще, а также обязательно перед каждой длительной поездкой. Постоянное чрезмерное падение уровня масла указывает либо на наличие его утечек через повреждённые сальники или ослабшие соединения, либо на его выжигание (внутренние утечки через изношенные поршневые кольца или через направляющие втулки клапанов). Кроме того, следует обращать внимание и на состояние самого масла. Если масло имеет молочный цвет или в его составе можно заметить капли воды, это указывает на возможное нарушение герметичности прокладки головки цилиндров или наличие трещины в головке или блоке цилиндров. В этом случае двигатель следует отремонтировать немедленно. Каждый раз при измерении уровня масла перед протиркой лезвия щупа проведите по нему большим и указательным пальцами руки. Если при этом будут обнаружены налипшие на щуп частицы грязи или металлические частицы, масло следует заменить (см. Раздел Замена двигательного масла и масляного фильтра).

Охлаждающая жидкость

Не допускайте попадания антифриза на кожу или на окрашенные поверхности автомобиля. Если это всё же произошло, немедленно смойте антифриз обильным количеством воды. Антифриз крайне токсичен, поэтому не оставляйте его без присмотра в открытом контейнере или пролитым на пол; детей или животных может привлечь его сладкий запах и они могут выпить его.


Не снимайте крышку заливной горловины расширительного бачка или крышку радиатора для проверки уровня охлаждающей жидкости (ОЖ) до полного остывания двигателя!

Проверка уровня и состояния

Автомобиль Lexus RX-300 оборудован системой охлаждения с избыточным давлением компенсационного типа. Пластиковый расширительный бачок расположен в двигательном отсеке и соединен шлангом с радиатором. По мере разогрева двигателя в процессе его работы расширяющаяся ОЖ заполняет бачок. При остывании двигателя ОЖ автоматически поступает обратно в систему охлаждения, что обеспечивает поддержание постоянного значения уровня ОЖ.

Проверка уровня ОЖ в резервуаре должна производиться регулярно, как минимум, каждый месяц, а также перед каждой длительной поездкой. Уровень в резервуаре колеблется в зависимости от температуры двигателя. При холодном двигателе уровень ОЖ должен быть выше метки «LOW» на резервуаре. По мере нагревания двигателя уровень должен приближаться к метке «FULL» или немного превышать её. Если это не так, дайте двигателю остыть, затем снимите крышку с резервуара и откорректируйте уровень ОЖ.

Для заполнения системы охлаждения применяйте обязательно смесь из воды, антифриза и средства для защиты от коррозии алюминия в соответствии с требованиями Настройки и текущее обслуживание автомобиля.

Если возникает необходимость заполнения системы охлаждения в пути, то летом можно применять чистую воду. Антифриз можно долить позже, однако как можно быстрее.

Если уровень ОЖ быстро понижается, визуально проверьте систему охлаждения на утечки:

Крышка (1) расширительного бачка и метки (2 и 3) на нём

Если утечек не обнаружено, произведите проверку герметичности крышки радиатора, - давление её открывания должно составлять от 0.7 до 1.3 атм, минимум – 0.6 атм.

Следует также проверять состояние ОЖ, - она должна быть относительно чистой. Если жидкость имеет бурый или ржавый цвет, её следует слить, промыть систему и заполнить её новой смесью. Даже если ОЖ выглядит нормально, входящие в её состав ингибиторы коррозии со временем теряют свою эффективность, поэтому ОЖ следует периодически заменять.

Для проверки морозоустойчивости ОЖ используйте ареометр.

Тормозная жидкость

Тормозная жидкость может повредить глаза и окрашенные поверхности автомобиля, поэтому будьте крайне осторожны при обращении с ней. Не пользуйтесь тормозной жидкостью, которая долгое время стояла открытой, или которой больше одного года. Тормозная жидкость имеет свойство поглощать влагу из воздуха, что может ухудшить её свойства и привести к опасной потере эффективности тормозной системы. Используйте только указанный в Спецификациях Главы Настройки и текущее обслуживание автомобиля тип тормозной жидкости. Смешивание различных типов жидкостей может привести к отказу тормозной системы.

Резервуар тормозной жидкости находится в левой части двигательного отсека, около его переборки (см. №2 на иллюстрации Компоненты двигательного отсека, подлежащие регулярному обслуживанию), и разделен на две части, каждая для своего тормозного контура. Крышка резервуара имеет вентиляционное отверстие, которое не должно засоряться. Прозрачные стенки резервуара позволяют снаружи наблюдать за уровнем жидкости. Для контроля уровня тормозной жидкости имеется контрольная лампа низкого уровня тормозной жидкости, расположенная на комбинации приборов (см. Главу Органы управления и приёмы эксплуатации). Тем не менее, рекомендуется регулярно проверять уровень жидкости.

Уровень жидкости при закрытой крышке должен находиться между отметками «MIN» и «MAX» на стенках резервуара. Следите за тем, чтобы уровень не опускался ниже отметки «MIN».

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Если уровень ниже допустимого, сначала протрите верх резервуара и крышку чистой ветошью, чтобы предотвратить попадание грязи в систему после снятия крышки. Долейте жидкость до нужного уровня, но не переливайте.
  2. Пока снята крышка резервуара, проверьте тормозную жидкость и резервуар на наличие загрязнений. Если в нём присутствуют частицы ржавчины, грязи или капли воды, жидкость следует заменить.
  3. После дополнения резервуара до нужного уровня удостоверьтесь, что крышка установлена ровно, во избежание утечек жидкости и/или попадания грязи.
  4. Уровень жидкости в главном тормозном цилиндре (ГТЦ) будет слегка падать в результате изнашивания фрикционных накладок тормозных колодок. Нет необходимости доливать её до тех пор, пока уровень остаётся возле метки «MIN»; он поднимется после замены накладок. Очень низкий уровень может указывать на износ тормозных колодок. Проверьте их на наличие износа (см. Раздел Общие проверки тормозной системы).
  5. Если уровень тормозной жидкости постоянно падает, немедленно проверьте всю систему на наличие утечек. Как правило, причиной являются изношенные колпачки в колёсных цилиндрах. Обследуйте тормозные линии, шланги и штуцерные соединения вместе с суппортами, колёсными цилиндрами и ГТЦ (см. Разделы Общие проверки тормозной системы и Проверка состояния и замена шлангов двигательного отсека, локализация утечек).
  6. Если при проверке уровня жидкости резервуар окажется пуст или почти пуст, тормозную систему необходимо проверить на наличие утечек и прокачать (см. Раздел Замена тормозной жидкости, прокачка тормозной системы).

Жидкость гидроусилителя руля (ГУР)

Местоположение резервуара гидравлической системы усилителя рулевого управления указано на иллюстрации Компоненты двигательного отсека, подлежащие регулярному обслуживанию.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Проедьтесь на автомобиле со скоростью 80 км/ч в течение 20 минут, чтобы двигатель и рулевое управление имели нормальную эксплуатационную температуру (около 80 град.).

Уровень жидкости ГУР следует проверять сразу же после остановки двигателя.


  1. Уровень жидкости должен находиться между отметками «MIN» и «MAX», нанесёнными на передней («горячей», с меткой «HOT») шкале на стенке резервуара, и не должен опускаться ниже отметки «MIN».
  1. Уровень жидкости можно проверить и при её комнатной температуре (10÷30 град.), если двигатель не работал в течение не менее 5 часов. В этом случае следует пользоваться метками на задней шкале (с меткой «COLD») на стенке резервуара.
  2. При необходимости долейте жидкость, соответствующую требованиям Спецификаций Главы Настройки и текущее обслуживание автомобиля.

Не взбалтывайте жидкость перед заполнением системы, т.к. в противном случае могут образовываться воздушные пузыри. Жидкость заливайте медленно, чтобы исключить образование пузырей. Применяйте только новую жидкость, т.к. даже незначительные загрязнения могут привести к выходу из строя системы ГУР.

  1. После заполнения системы запустите двигатель и несколько раз поверните рулевое колесо от упора до упора, чтобы из системы вышел воздух.

Возникновение потребности доливания жидкости ГУР указывает на утечки в системе. Проверьте систему ГУР в условиях СТО.

Жидкость автоматической трансмиссии (ATF)

Правильность уровня ATF является одним из критических эксплуатационных параметров автомобилей, оборудованных АТ. Чрезмерное падение уровня ATF может привести к пробуксовке гидротрансформатора, тогда как чрезмерное количество жидкости ведёт к её вспениванию, образованию утечек и чревато выходом трансмиссии из строя.

Проверку уровня ATF следует производить при разогретой до нормальной рабочей температуры трансмиссии (70÷80 град.).

Не следует производить проверку уровня ATF сразу после эксплуатации автомобиля на высоких скоростях, в условиях городского цикла в жаркую погоду, либо после буксировки прицепа, - предварительно дайте жидкости остыть в течение около 30 минут.


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Запаркуйте автомобиль на ровной горизонтальной площадке с твёрдым покрытием, взведите стояночный тормоз. Если двигатель холодный, запустите его и прогрейте до нормальной рабочей температуры на холостых оборотах. При работающем двигателе выжмите педаль рабочего тормоза и поочередно проведите рычаг селектора АТ через все положения, в заключение, вернув его в положение «Р».
  2. Не глуша двигатель, извлеките из направляющей трубки измерительный щуп. Пальцами снимите с лезвия щупа следы ATF и оцените её состояние.
  3. Тщательно протрите лезвие чистой ветошью и введите щуп обратно в направляющую трубку, плотно посадив крышку на горловину.
  1. Вновь извлеките щуп из горловины и по длине смоченного участка «горячей» шкалы лезвия (с отметкой «HOT») определите уровень ATF в картере трансмиссии. В случае необходимости произведите соответствующую корректировку, добавив в трансмиссию жидкость требуемого сорта через воронку, - заливайте ATF непосредственно в горловину направляющей трубки измерительного щупа.
  1. Добавляйте ATF небольшими порциями в несколько приёмов, каждый раз проверяя уровень.
  2. Одновременно с уровнем следует проверять также и состояние ATF. Если жидкость, смачивающая конец лезвия щупа, имеет тёмный красно-коричневый оттенок, либо пахнет гарью, ATF следует заменить (местополоджение сливной пробки см. в Разделе Снятие и установка сборки клапанов АТ). При отсутствии уверенности в правильности оценки состояния трансмиссионной жидкости сравните её по цвету и запаху со свежей ATF.

Жидкость омывателя ветрового стекла

Жидкость для омывания ветрового стекла находится в пластиковом резервуаре с правой стороны в передней части двигательного отсека (см. №7 на иллюстрации Компоненты двигательного отсека, подлежащие регулярному обслуживанию).

В районах с умеренным климатом систему можно заправить обычной водой, но рекомендуется добавлять в воду средство для мытья стёкол. Резервуар следует заполнять не более, чем на две трети, чтобы оставалось свободное пространство на случай расширения воды при замерзании. В районах с холодными климатическими условиями следует использовать специальный антифриз для омывания ветрового стекла, снижающий точку замерзания жидкости, который можно приобрести в любом магазине автомобильных аксессуаров. Обычно он продаётся в концентрированном или готовом виде. Концентрированный антифриз смешивайте с водой в соответствии с инструкцией производителя, приведённой на упаковке.