4.11. Снятие, проверка состояния и установка крышки распределительной цепи, самой цепи и ее звездочек

Определение слабины распределительной цепи (крышка - на двигателе)

Выполнение данной процедуры позволит Вам оценить величину слабины распределительной цепи без снятия с двигателя ее крышки.


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
  2. Приведите поршень первого цилиндра двигателя в положение ВМТ (Раздел Приведение в положение ВМТ поршня первого цилиндра).
  3. Удерживая поршень на такте сжатия, установите его в положение примерно 30° перед ВМТ.
  4. Снимите крышку распределителя (Глава Настройки и текущее обслуживание).
  5. Для обеспечения желаемой точности проверки проворачивать коленчатый вал следует вручную, очень медленно при помощи полудюймового привода с воротом, подсоединенных к сменной торцевой головке требуемого большого диаметра, надетой на большой болт в центре шкива вала.
  6. Медленно проворачивайте коленчатый вал по часовой стрелке до тех пор, пока поршень первого цилиндра не переместится в положение ВМТ. При том левая часть распределительной цепи должна провиснуть. Не проворачивайте вал далее, но и не возвращайте его обратно.
  7. Пометьте на корпусе распределителя положение его бегунка.
  8. Медленно поверните вал против часовой стрелки до возникновения движения бегунка распределителя. Остановитесь и по положению меток опережения зажигания (распределительных) проверьте как далеко коленчатый вал ушел от положения ВМТ поршня первого цилиндра.
  9. Если метка сдвинулась более чем на 10°, распределительная цепь изношена чрезмерно. Для более точной проверки снимите крышку цепи.

Снятие крышки распределительной цепи

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Отсоедините вспомогательные агрегаты (такие как насос системы гидроусиления руля, генератор и компрессор кондиционера воздуха), ограничивающие доступ к крышке распределительной цепи. Оставьте шланги подсоединенными к компрессору кондиционера и насосу гидроусилителя и закрепите агрегаты в стороне (Раздел Снятие и установка впускного трубопровода).
  2. Снимите кронштейн навесных агрегатов с передней стенки двигателя.
  1. Снимите навесные агрегаты, затем кронштейн генератора/компрессора кондиционера воздуха.
  1. Снимите водяной насос (Глава Системы охлаждения, отопления и кондиционирования воздуха).
  2. Отдайте два передних болта поддона картера, ввинченных в крышку цепи - добраться до болтов проще всего из-под автомобиля.

Несмотря на то, что данная процедура может быть выполнена без снятия поддона картера, скорее всего в ходе снятия крышке цельная, армированная металлом прокладка поддона будет повреждена. Если этого не произойдет, прокладка может быть использована и далее после смазывания ее передней, контактирующей с крышкой цепи части герметиком, однако единственно надежной гарантией предотвращения возникновения утечек в будущем является замена прокладки поддона (Раздел Снятие и установка поддона картера).

  1. Отдайте оставшиеся крепежные болты и отделите крышку распределительной цепи от блока и поддона картера. Крышка может оказаться «прикипевшей» к блоку. В этом случае следует при помощи шпаклевочного ножа разрушить слой герметика между сопрягаемыми поверхностями. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не пытайтесь отделить крышку при помощи рычага - ее легко повредить!

Местоположения болтов крепления крышки распределительной цепи.

  1. Снимите с цапфы коленчатого вала маслоотделитель (если таковой предусмотрен). Запомните каким образом маслоотделитель был установлен на вал - при сборке положение его не должно быть изменено. Имеет смысл на данном этапе заменить передний сальник коленчатого вала (Раздел Замена переднего сальника коленчатого вала).

Проверка состояния распределительной цепи и шестерни (крышка снята с двигателя)

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Наденьте на болт звездочки распределительного вала сменную торцевую головку в составе динамометрического ключа и приложите к валу крутящий момент в направлении нормального вращения (если головки цилиндров с коромыслами оставлены на двигателе, момент должен составить 41 Н•м, если сняты - 20 Н•м). Не допускайте проворачивания вала! При помощи линейки зафиксируйте положение стыковочного пальца звена цепи на звездочке и смените направление крутящего момента. Определите величину смещения по линейке и оцените общее перемещение цепи. Если смещение составит более 3 мм, цепь необходимо заменить.

Замена цепи подразумевает замену всего комплекта привода газораспределительного механизма (цепь, звездочка распределительного вала и звездочка коленчатого вала).


  1. Приложите линейку к цепи для измерения возникающей в ней слабины при прикладывании крутящего момента к болту звездочки распределительного вала.
  1. Проверка звездочки коленного и распределительного валов на наличие повреждений и признаков износа.

Снятие цепи

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Удостоверьтесь в совмещении распределительных меток и отдайте болт звездочки распределительного вала.
  1. Совместите распределительные метки звездочек распределительного и коленчатого валов.
  1. Снимите звездочек распределительного и коленного валов может быть произведено при помощи трехзахватного съемника или двух отверток, но следует соблюдать осторожность, чтобы не повредить резьбу в отверстии в торце коленчатого вала.
  1. Звездочки распределительного и коленчатого валов могут быть сняты при помощи трех- или двухзахватного съемника...

...или двух отверток

Установка

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. При помощи прокладочного скребка удалите с сопрягаемых поверхностей крышки и блока все следы материала старой прокладки и герметика. Заткните образовавшееся отверстие в передней части поддона картера ветошью во избежание попадания в двигатель посторонних предметов и мусора. Выньте из передней части поддона картера полукруглое резиновое уплотнение. Протрите сопрягаемые поверхности крышки смоченной в ацетоне ветошью.
  2. При установке новой звездочки коленчатого вала позаботьтесь о совмещении ее шпоночного паза со шпонкой в цапфе вала.

Замена распределительной цепи производится в комплекте со звездочками. Установка новой цепи на старые звездочки является недопустимой. Совместив шпоночный паз со шпонкой, наденьте звездочку на цапфу вала, запрессовав ее на место при помощи болта демпфера крутильных колебаний с надетой на него большой шайбой. Для вращения болта воспользуйтесь сменной головкой с приводом. Альтернативно можно аккуратно застучать звездочку на цапфу молотком.


В случае возникновения сопротивления посадке звездочки на вал не следует применять силу - это хоть и может привести к надеванию звездочки, однако чревато незаметным повреждением компонентов, которое в будущем способно развиться, вызвав серьезную поломку двигателя.

  1. Наденьте новую цепь на звездочку распределительного вала, затем поверните звездочку распределительной меткой вниз. Наденьте цепь на звездочку коленчатого вала и установите звездочку распределительного вала на его цапфу. В случае необходимости поверните распределительный вал таким образом, чтобы его шпонка правильным образом совместилась с пазом под нее в звездочке, повернутой распределительной меткой на 6 часов. После установки цепи метки звездочек ДОЛЖНЫ совместиться как показано на иллюстрации.

При совмещении распределительных меток звездочек в положении ВМТ находится поршень шестого цилиндра.


  1. Установите звездочку распределительного вала с надетой на нее цепью на свое место на цапфу вала, предварительно повернув ее распределительной меткой (стрелка) вниз.
  1. Шпонка распределительного вала должна быть совмещена с пазом под нее в звездочке, повернутой распределительной меткой на 6 часов (вниз).
  1. Смажьте резьбу болта звездочки распределительного вала герметиком для фиксации резьбовых соединений и затяните болт с требуемым усилием.
  2. Смажьте цепь чистым двигательным маслом.
  3. Если передний сальник коленчатого вала допускал утечки, замените его новым (Раздел Замена переднего сальника коленчатого вала). Если замена сальника производится на снятой с двигателя крышке распределительной цепи, уложите крышку на пару деревянных блоков и выбейте из нее старый сальник внутрь при помощи выколотки и молотка.

Старайтесь не оцарапать стенки гнезда сальника и не оставить на них задиров и заусениц. Застучите новый сальник в крышку при помощи молотка и сменной головки соответствующего размера.

  1. Перед установкой крышке на место проверьте цельную армированную металлом прокладку поддона картера на наличие порезов или деформации. Если прокладка повреждена, ее следует заменить (Раздел Снятие и установка поддона картера) прежде чем приступать к установке крышки цепи.
  2. Смажьте обе стороны новой прокладки крышки и углы поддона и блока герметиком RTV и приложите прокладку к двигателю. Герметик удержит ее на блоке.

Если поддон снимался для замены прокладки, установите переднюю крышку (крышку распределительной цепи) двигателя прежде чем устанавливать на место поддон с его прокладкой.

  1. Установите на блок крышку распределительной цепи. Вставьте болты крепления крышки (за исключением тех, которые служат для крепления водяного насоса) и затяните их от руки.
  2. Установите водяной насос, заменив его прокладку и затяните болты крепления крышки цепи с требуемым усилием.
  3. Установите болты поддона картера и прижмите поддон к крышке цепи.
  4. Смажьте контактирующую с сальником поверхность ступицы демпфера крутильных колебаний чистым двигательным маслом, затем установите демпфер на цапфу коленчатого вала. Проследите за правильным совмещением шпоночного паза демпфера со шпонкой вала. Если посадить демпфер на вал вручную не удается, наденьте на его болт большую шайбу и запрессуйте демпфер на цапфу, затягивая болт торцевым ключом. Снимите с болта вспомогательную шайбу и затяните его с требуемым усилием.
  5. Дальнейшую установку производите в порядке, обратном порядку снятия.
  6. Долейте в систему охладитель и проверьте уровень двигательного масла. Запустите двигатель и проверьте его на утечки масла и охладителя.