11.2. Диагностика неисправностей - общая информация

Отказы АТ могут происходить по пяти основным причинам, к которым относятся плохая эффективность работы двигателя, нарушение регулировок, неисправность гидравлики, механические причины или выход из строя системы управления (процессора). Диагностика всех проблем, связанных с АТ должна начинаться с проверки наиболее легко устраняемых причин, как то: уровень и состояние трансмиссионной жидкости (Глава Настройки и текущее обслуживание), регулировка тяги переключения передач и регулировка тяги изменения положения дроссельной заслонки. Далее следует провести ходовые испытания с целью проверки устранения проблемы в ходе предыдущих исправлений. Если устранить неполадки все же не удалось, дальнейшую, более полную, диагностику АТ следует оставить специалистам. См. также Раздел Диагностика неисправностей в начале данного Руководства.

Первичные проверки

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. В ходе поездки прогрейте трансмиссию до нормальной рабочей температуры.
  2. Проверьте уровень трансмиссионной жидкости (Глава Настройки и текущее обслуживание):
    • Если уровень жидкости необычно мал, долейте необходимое ее количество (по измерительному щупу), затем проверьте трансмиссию на наличие признаков наружных утечек.
    • Если уровень жидкости, напротив, чрезмерно высок, проверьте слитый излишек на наличие признаков загрязнения охладителем. Присутствие в трансмиссионной жидкости охладителя двигателя является признаком повреждения внутренних стенок радиатора, отделяющих бачки, заполненные трансмиссионной жидкостью от главной полости радиатора (Глава Системы охлаждения, отопления и кондиционирования воздуха).
    • Если имеет место пенообразование жидкости, слейте ее и замените, затем проверьте слитую жидкость на попадание в нее охладителя. Проверьте уровень заполнения трансмиссии.
  3. Проверьте обороты холостого хода двигателя.

Если имеют место отказы в работе двигателя, не следует приступать к выполнению первичных проверок до полного устранения их причин.

  1. Проверьте свободу хода тяги привода изменения положения дроссельной заслонки в режиме кик-даун. В случае необходимости произведите регулировку (Раздел Описание, замена и регулировка троса привода дроссельной заслонки в режиме кик-даун (TV-трос)).

Тяга привода заслонки в режиме кик-даун может функционировать нормально при выключенном и холодном двигателе, однако давать отказ после его прогрева. Проверяйте функционирование тяги как при холодном, так и при разогретом до нормальной рабочей температуры двигателе.

  1. Проверьте функционирование тяги привода переключения передач (Раздел Проверка состояния и регулировка троса переключения). Удостоверьтесь в правильности регулировки и плавности хода тяги.

Проверка утечек трансмиссионной жидкости

Большая часть утечек трансмиссионной жидкости может быть выявлена визуальным путем. Ремонт обычно заключается в замене сальника или прокладки. Если обнаружить источник утечки не удается, помочь может выполнение предлагаемой ниже процедуры.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Идентифицируйте жидкость. Удостоверьтесь, что обнаружены следы именно трансмиссионной жидкости, а не двигательного масла или тормозной жидкости (жидкость АТ имеет темно-красную окраску).
  2. Постарайтесь установить источник утечки. Совершите на автомобиле короткую поездку (длиной в несколько км), затем припаркуйте его, остановив над расстеленным на земле листом картона. Спустя несколько минут источник утечки может быть установлен по падающим на картон каплям.
  3. Тщательным образом осмотрите подозреваемый компонент и поверхность непосредственно вокруг него. Особое внимание уделяйте сопрягаемым через прокладку поверхностям. Часто полезным при визуальном осмотре оказывается применение маленького зеркальца.
  4. Если источник утечки по прежнему не удается выявить, тщательно очистите подозреваемую поверхность с применением обезжиривателя или растворителя, затем просушите ее.
  5. Вновь совершите короткую поездку для прогрева трансмиссии до нормальной рабочей температуры, прогоняя трансмиссию в ходе ее через положения всех передач. После остановки вновь произведите визуальный осмотр подозреваемого компонента.
  6. После того, как источник утечки установлен, необходимо выяснить и устранить причину ее возникновения. Если заменить прокладку, оставив фланец деформированным, утечка в самом ближайшем будущем возникнет вновь. Изогнутые фланцы должны быть обязательно отрихтованы.
  7. Перед тем как приступать к устранению причины утечки удостоверьтесь в выполнении перечисленных ниже условий, так как их невыполнение может привести к скорому возобновлению утечек.

Некоторые из перечисляемых ниже условий не могут быть выполнены без применения специальных инструментов и проведения тщательной глубокой экспертизы. Устранение такого рода проблем следует оставить специалистам дилерского отделения или мастерской автосервиса.

Утечки через дефектную прокладку

Регулярно производите внешний осмотр поддона картера трансмиссии. Проверяйте наличие и надежность затягивания болтов, состояние прокладки и отсутствие деформаций поддона (наличие на поддоне вмятин может явиться признаком повреждения корпуса находящегося внутри него клапана).

Причиной возникновения утечек жидкости через прокладку поддона картера может быть чрезмерное повышение уровня и/или давления трансмиссионной жидкости. Может оказаться закупорена вентиляционная трубка, могут быть перетянуты болты крепления поддона, не исключена вероятность деформации фланца поддона или повреждения сопрягаемой с ним поверхности картера трансмиссии. Утечка может явиться следствием повреждения самой прокладки или образования трещин или каверн в литье картера. Если прокладка была сформирована из герметика, вполне возможно был использован герметик не того сорта.

Утечки через сальники

Причиной возникновения утечек через сальник также могут являться чрезмерный уровень или давление жидкости или закупорка вентиляции. Не исключено повреждение контактной поверхности гнезда сальника или проходящего сквозь сальник вала, может оказаться поврежден или неправильным образом установлен и сам сальник. Ослабление подшипника может привести к возникновению чрезмерного боя вала, что также приводит к возникновению утечек через сальник.

Удостоверьтесь, что уплотнительная прокладка трубки измерительного щупа находится в удовлетворительном состоянии, а сама трубка правильным образом посажена в картер. Регулярно проверяйте поверхность в районе расположения приводной шестерни или датчика спидометра на наличие признаков утечек. При наличии следов трансмиссионной жидкости, проверьте состояние уплотнительного кольца.

Утечки через картер

Если имеются признаки утечек через собственно картер трансмиссии, то возможно в его литье появились каверны или трещины. Картер должен быть отремонтирован или заменен.

Удостоверьтесь, что штуцерные соединения охладительных шлангов находятся в удовлетворительном состоянии и надежно затянуты.

Жидкость вытекает через вентиляционную трубку или трубку заливной горловины

Если это происходит, трансмиссия переполнена и можно говорить о попадании в жидкость охладителя, наличии каверн в литье катера, неправильной посадке измерительного щупа, закупорке вентиляционной трубки или возвратных сливных отверстий.