6.1. Описание конструкции

Двигатель ЗМЗ-4062 бензиновый, четырехцилиндровый, рядный, четырехтактный с системой распределенного впрыска топлива, четырьмя клапанами на цилиндр и двумя распределительными валами в головке блока. Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2.

Блок цилиндров – чугунный, цилиндры расточены непосредственно в блоке. Между цилиндрами выполнены протоки для охлаждающей жидкости.

В передней части двигателя расположен привод поликлиновым ремнем насоса охлаждающей жидкости, генератора и насоса гидроусилителя руля (на части автомобилей).

Справа на двигателе (по ходу автомобиля) расположены: ресивер в сборе с впускным коллектором, топливная рампа с форсунками, регулятор холостого хода, дроссельный узел, генератор, стартер, масляный фильтр.

Слева расположены: выпускной коллектор, термостат, датчики охлаждающей жидкости и давления масла, масляный щуп.

Сверху на двигателе расположены: маслозаливная горловина, свечи, высоковольтные провода и катушки зажигания.

К задней привалочной плоскости блока цилиндров крепится картер сцепления.

Силовой агрегат крепится к кузову автомобиля на трех опорах – две резиновые подушки размещены с каждой стороны двигателя и третья пружинная опора установлена под задним картером коробки передач.

Коленчатый вал – чугунный, литой вращается в пяти коренных подшипниках скольжения. Осевое перемещение вала ограничено двумя упорными полукольцами.

Шатуны – стальные, кованые, двутаврового сечения, нижней (разъемной) головкой они соединяются с коленчатым валом через шатунные подшипники скольжения, верхней головкой – с поршневым пальцем. Палец плавающего типа, т.е. свободно поворачивается в бобышках поршня и в бронзовой втулке верхней головки шатуна. Осевое перемещение поршневого пальца ограничено двумя стопорными кольцами, установленными в проточках бобышек поршня.

Поршни – литые, из алюминиевого сплава, с двумя компрессионными и одним маслосъемным кольцом. При работе поршни охлаждаются струей масла через отверстия в верхних головках шатунов.

Головка блока цилиндров отлита из алюминиевого сплава, с запрессованными чугунными седлами и направляющими втулками клапанов. Клапаны приводятся в действие через цилиндрические гидротолкатели, поэтому привод клапанов не нуждается в регулировке зазоров.

Распределительные валы – литые, чугунные, каждый вращается в пяти подшипниках скольжения. От осевых смещений их удерживают пластмассовые полукольца, установленные в выточках передних крышек и проточках передних опорных шеек валов. Привод распределительных валов – цепной, двухступенчатый (через звездочку промежуточного вала). Натяжение обеих цепей обеспечивается автоматическими гидравлическими натяжителями, работающими от давления в системе смазки. Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа с принудительной циркуляцией. Насос охлаждающей жидкости – центробежного типа, приводится от коленчатого вала поликлиновым ремнем совместно с генератором. В систему охлаждения встроен термостат. Вентилятор приводится электродвигателем, который включается от датчика при достижении температуры охлаждающей жидкости 92°C. Радиатор отопителя салона соединен с системой охлаждения двигателя.

Система смазки двигателя – комбинированная: под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, поршневые пальцы, опоры распределительных валов, подшипники промежуточного вала и валика привода масляного насоса, гидротолкатели и винтовые шестерни. Остальные детали смазываются разбрызгиванием. Масляный насос – шестеренчатый, односекционный с приводом от промежуточного вала посредством пары винтовых шестерен. В систему смазки встроены масляный радиатор и полнопоточный фильтр.

Система вентиляции картера – закрытая, принудительная с отводом картерных газов через маслоотделитель в систему впуска.