4.3.18. Установка шатунно-поршневых групп на двигатель и проверка рабочих зазоров шатунных подшипников

Подбор вкладышей шатунных подшипников

Для большинства двигателей, устанавливаемых на автомобили рассматриваемых моделей, компанией Citroёn выпускаются вкладыши шатунных подшипников двух размеров: стандартные, для использования в комплекте со стандартным коленчатым валом и ремонтные, устанавливаемые на вал после проточки его шеек.

Более подробную информацию по выпуску сменных компонентов всегда можно получить в фирменных сервис-центрах компании Citroёn. Для гарантии производите заказ вкладышей предварительно измерив диаметры шеек вала.

Перед установкой шатунно-поршневых сборок на двигатель необходимо произвести проверку рабочих зазоров в шатунных подшипниках коленчатого вала (см. далее).

Проверка рабочих зазоров подшипников

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Тщательно протрите спинки вкладышей и их постели в нижних головках шатунов и их крышках.

2. Вложите вкладыши подшипников в нижние головки шатунов и их крышки, проследив за попаданием направляющих язычков в ответные углубления. Старайтесь не прикасаться к рабочим поверхностям вкладышей. Если производится проверка зазоров старых подшипников, проследите, чтобы вкладыши устанавливались строго на свои прежние места. Проверка рабочих зазоров в шатунных подшипниках может быть произведена двумя методами (см. далее).

3. Первый метод дает менее точные результаты и требует приболчивания крышек к нижним головкам неодетых на шейки вала шатунов (см. ниже подраздел "Окончательная установка шатунно-поршневых групп", п.6). Вкладыши при этом должны быть вложены в свои постели. Закрепите крышки нижних головок шатунов старыми гайками, затянув их с требуемым усилием. Далее, при помощи нутромера или оборудованного нониусной шкалой колумбуса производится измерение внутренних диаметров собранных подшипников. Из полученного для каждой из сборок результата затем вычитается диаметр соответствующей шейки коленчатого вала.
4. Второй метод подразумевает использование калиброванной пластмассовой проволоки из измерительного набора Plastigage (см. Установка коленчатого вала и проверка рабочих зазоров коренных подшипников).
5. Удостоверьтесь в правильности установки вкладышей в постелях нижней головки шатуна и его крышки. Протрите шатунные шейки вала чистой неворсящейся ветошью. Уложите вдоль шеек находящихся в положениях НМТ кривошипов соответствующие по длине отрезки пластмассовой проволоки из измерительного набора.
6. Наденьте на шейки шатуны, установите на место крышки шатунных подшипников (сверяйтесь с посадочной маркировкой).
7. Затяните гайки их крепления с требуемым усилием (см. ниже подраздел "Окончательная установка шатунно-поршневых групп", пп.7—8). Постарайтесь не сместить отрезки калиброванной проволоки, уложенные на шейки вала.
8. Не проворачивая шатуны, снимите крышки и по степени сплющивания проволоки определите величину рабочих зазоров подшипников. Измерение толщины расплющенной проволоки производится по шкале, нанесенной на упаковке к набору Plastigage.
9. Если полученные результаты заметно отличаются от определенных нормативами, следует проверить правильно ли подобраны по размеру установленные вкладыши. Удостоверьтесь также, что между спинками вкладышей и постелями подшипников не попали посторонние частицы. Еще раз измерьте диаметры шатунных шеек коленчатого вала. Если ширина расплющенного отрезка калиброванной проволоки с одного из концов больше чем с противоположного, следует проверить соответствующую шейку вала на наличие чрезмерной конусности. В случае необходимости замените вкладыш или отдайте вал в проточку с подборкой новых вкладышей ремонтного размера.
10. Следует заметить, что изготовители автомобилей (компания Citroёn) не оговаривает допустимый диапазон величин рабочих зазоров в шатунных подшипниках. Приведенные в Спецификациях значения взяты как обычные для двигателей рассматриваемого типа и их следует рассматривать лишь как ориентировочные. Подробную информацию по величинам рабочих зазоров и подбору вкладышей шатунных подшипников всегда можно получить на фирменных станциях техобслуживания компании Citroёn.
11. В заключение осторожно соскоблите следы расплющенной проволоки с шеек вала ногтем или краем старой кредитной карточки.

Окончательная установка шатунно-поршневых групп

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Гильзы цилиндров (при соответствующей комплектации) должны быть установлены на свои места (см. Чистка и проверка состояния блока цилиндров/картера двигателя). Уложенный в блок цилиндров коленчатый вал должен быть закреплен крышками коренных подшипников (см. Установка коленчатого вала и проверка рабочих зазоров коренных подшипников).
2. Проверьте правильность посадки вкладышей подшипников в своих постелях (см. выше). Если установлены новые вкладыши, проследите, чтобы с них были полностью удалены следы консервирующей смазки. Воспользуйтесь для протирки вкладышей керосином или другим подходящим растворителем. Насухо протрите чистые вкладыши неворсящейся ветошью. Той же ветошью протрите шатуны.
3. Смажьте зеркала цилиндров, поршни и поршневые кольца чистым двигательным маслом. Разложите шатунно-поршневые сборки в порядке их установки на двигателе на чистой рабочей поверхности. В случае если крышки крепятся на головках гайками, обмотайте шпильки скотчем с целью защиты цилиндров и шеек коленчатого вала.
4. Начинайте с установки шатунно-поршневой сборки первого цилиндра. Удостоверьтесь, что замки поршневых колец развернуты друг по отношению к другу под правильными углами (см. Установка поршневых колец). Обожмите кольца оправкой специального инструмента.

5. Через верх введите шатун сборки в первый цилиндр двигателя. Позаботьтесь о том, чтобы случайно не оцарапать зеркало цилиндра. На бензиновых двигателях проследите, чтобы метка в виде стрелки на днище поршня оказалась направлена в сторону расположения привода ГРМ, на дизельных двигателях проследите, чтобы вырез в днище поршня в форме трилистника оказался развернут вперед по блоку (в сторону установки масляного фильтра). Упершись деревянной рукояткой молотка в днище поршня, протолкните его юбку в цилиндр, плотно прижав к поверхности блока обжимающую кольца оправку инструмента. Продолжая плотно прижимать оправку, протолкните поршень глубже, пока его днище не окажется заподлицо с сопрягаемой с головкой поверхностью блока цилиндров.

6. Удостоверьтесь в правильности установки в своих постелях вкладышей шатунного подшипника. Обильно смажьте шейку первого кривошипа коленчатого вала и оба вкладыша чистым моторным маслом. Следя за тем, чтобы не повредить зеркало цилиндра, аккуратно наденьте нижнюю головку шатуна на приведенную в положение НМТ шейку вала.
7. Установите крышку шатунного подшипника, затем наверните крепежные гайки и затяните их от руки. Проследите, чтобы идентификационные метки оказались правильным образом совмещены (направляющие язычки вкладышей должны упереться друг в друга).

8. Равномерно, в несколько приемов затяните крепежные гайки с усилием первой стадии затягивания.

Бензиновые модели

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Полностью ослабьте обе гайки и вновь затяните, на этот раз с усилием второй стадии. Теперь дотяните гайки на угол третей стадии затягивания, - воспользуйтесь угломером, либо вырезанным из картона шаблоном.

Дизельные модели

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Дотяните гайки на угол второй стадии.

Все модели

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Закончив затягивание гаек крепления крышки шатуна, проверьте свободу вращения коленчатого вала (вал может вращаться немного туго, однако не должно иметь место рывков и закусываний).
2. Действуя в аналогичной манере, установите на двигатель оставшиеся шатунно-поршневые сборки.
3. Установите головку цилиндров и масляный насос (см. Ремонтные процедуры, не требующие извлечения двигателя из автомобиля - бензиновые двигатели или Ремонтные процедуры, не требующие извлечения двигателя из автомобиля - дизельные двигатели).