4.1. Ремонтные процедуры, не требующие извлечения двигателя из автомобиля - бензиновые двигатели

Общая информация

Данная часть Главы Ремонт двигателя посвящена процедурам ремонта бензиновых двигателей серии XU, не связанным с извлечением агрегата из автомобиля (in situ). Если двигатель уже снят и подготовлен к разборке с целью выполнения общего капитального ремонта (см. Снятие и капитальный ремонт двигателя), все упоминающиеся ниже подготовительные процедуры могут быть опущены.

Несмотря на принципиальную возможность выполнения in situ ремонта таких компонентов, как шатунно-поршневые сборки, следует помнить, что подобного рода работам всегда сопутствует множество дополнительных процедур (не говоря о необходимости проведения чистки компонентов и маслотоков). Ввиду сказанного, такие работы классифицируются как процедуры общего капитального ремонта двигателя и рассмотрены в разделе Снятие и капитальный ремонт двигателя, где также приводится подробное описание процедур снятия и установки силового агрегата.

Бензиновые двигатели серии XU - общее описание

Отлично зарекомендовавшие себя на протяжении достаточно длительного срока хорошо известные в мире двигатели серии XU используются для комплектации широкого спектра моделей автомобилей марки Citroёn. Агрегаты XU относятся к семейству рядных 4-цилиндровых двигателей и устанавливаются поперечно в передней части автомобиля. Сборки сцепления и трансмиссии крепятся в левой части агрегата.

Коленчатый вал посажен в пяти коренных подшипниках. Контролирующие осевой люфт вала упорные шайбы устанавливаются в крышку второго коренного подшипника.

Шатунно-поршневые сборки вращаются на помещенных в их нижние головки разрезных подшипниках скольжения, оборудованных двумя вкладышами. Для крепления поршней используются посаженные внатяг в верхних головках шатунов металлические пальцы. Сами поршни изготовлены из алюминиевого сплава и оборудованы каждый тремя поршневыми кольцами - двумя компрессионными и одним маслосъемным.

На моделях 1.6 и 1.8 л используется оборудованный гильзами блок цилиндров “мокрого” типа. Собственно блок отлит из алюминия, в гнезда же его цилиндров через верх заправлены чугунные гильзы. В основании каждой гильзы предусмотрены уплотнительные кольца, предотвращающие уход охлаждающей жидкости в поддон картера.

Модели 2.0 л комплектуются традиционными двигателями “сухого” типа. В данном случае блок изготавливается из чугунного литья, посадка в цилиндры которого отдельных гильз не предусмотрена.

Привод распределительного вала на всех моделях осуществляется от коленчатого вала посредством зубчатоременной передачи. Под каждым из эксцентриковых кулачков распределительного вала установлен индивидуальный толкатель, через которые осуществляется привод восьми клапанов камер сгорания. Установка клапанных зазоров осуществляется путем подбора регулировочных шайб, устанавливаемых между толкателями и торцами стержней клапанов. Распределительный вал вращается в подшипниках, крышки которых приболчены к верхней плоскости головки цилиндров. Закрывание как впускных, так и выпускных клапанов осуществляется посредством винтовых пружин. Ход клапанов контролируется запрессованными в головку цилиндров направляющими втулками, которые (как и седла клапанов) относятся к числу демонтируемых компонентов и в случае износа подлежат замене в индивидуальном порядке.

Привод установленного на правой стороне блока цилиндров водяного насоса осуществляется от газораспределительного ремня.

Внутренний напор в системе смазки создается масляным насосом, приводимым в действие от правого конца коленчатого вала посредством цепной передачи. Насос всасывает масло через сетчатый фильтр из поддона кратера двигателя, а затем прогоняет его через сменный полнопоточный масляный фильтр и подает во внутренние галереи блока цилиндров/картера двигателя. По галереям масло поступает к коленчатому (коренные подшипники) и распределительному валам. К шатунным подшипникам коленчатого вала нагнетается через специальные сверления в теле вала. В подшипники распределительного вала масло подается также под давлением. Смазывание кулачков распределительного вала и клапанов, равно как и прочих внутренних компонентов двигателя, осуществляется путем разбрызгивания масла. На некоторых из моделей 2.0 л предусмотрен специальный маслоохладитель, позволяющий поддерживать температуру моторного масла на заданном уровне в наиболее напряженных условиях эксплуатации транспортного средства. Маслоохладитель устанавливается позади масляного фильтра, в качестве рабочего тела в нем используется жидкость системы охлаждения двигателя.

В процессе описания многих из процедур технического обслуживания возникает необходимость в разделении двигателей не только по их рабочему объему, но также по идентификационному коду. Код двигателя образуется тремя литерами латинского алфавита (например, LFZ). На моделях 1.6 и 1.8 л код двигателя выбивается на шильде, закрепленной в передней части левой стенки блока цилиндров. На моделях 2.0 л код выбивается непосредственно на передней стенке блока, на специально проточенной площадке слева от масляного фильтра (рядом со штуцером шланга системы вентиляции картера).

Перечень процедур, выполнение которых не требует извлечения двигателя из автомобиля

К числу процедур, не требующих извлечения двигателя из автомобиля, относятся следующие:
   a) Проверка компрессионного давления в цилиндрах;
   b) Снятие и установка крышки головки цилиндров;
   c) Снятие и установка шкива коленчатого вала;
   d) Снятие и установка крышек газораспределительного ремня;
   e) Снятие, установка и регулировка натяжения газораспределительного ремня;
   f) Снятие и установка натяжителя ремня и зубчатых колес привода ГРМ;
   g) Замена сальника распределительного вала;
   h) Снятие, проверка состояния и установка распределительного вала и толкателей клапанов;
   i) Проверка и регулировка клапанных зазоров;
   j) Снятие и установка головки цилиндров;
   k) Декарбонизация головки цилиндров и поршней;
   l) Снятие и установка поддона картера двигателя;
   m) Снятие, капитальный ремонт и установка масляного насоса;
   n) Замена сальников коленчатого вала;
   o) Проверка состояния и замена опор силового агрегата;
   p) Снятие, проверка состояния и установка маховика/приводного диска.