16. Система бортовой диагностики

Использование при диагностике рассматриваемых систем цифрового мультиметра с высоким импедансом существенно повышает точность производимых измерений


В последнее время, абсолютно незаменимыми при диагностике систем управления двигателем современных автомобилей стали такие считывающие приборы, как ручные сканеры типа, например, Actron Scantool, AutoXray XP240, либо KTS 100 (Bosch)

Проверка исправности функционирования компонентов систем впрыска и снижения токсичности отработавших газов производится при помощи универсального цифрового измерителя (мультиметра) (см. сопроводительную иллюстрацию). Использование цифрового измерителя предпочтительно по нескольким причинам. Во-первых, по аналоговым приборам достаточно сложно (порой, невозможно), определить результат показания с точностью до сотых и тысячных долях, в то время как при обследовании контуров, включающих в свой состав электронные компоненты, такая точность приобретает особое значение. Второй, не менее важной, причиной является тот факт, что внутренний контур цифрового мультиметра, имеет достаточно высокий импеданс (внутреннее сопротивление прибора составляет 10 мОм). Так как вольтметр подсоединяется к проверяемой цепи параллельно, точность измерения тем выше, чем меньший ток будет проходить через собственно прибор. Данный фактор не является существенным при измерении относительно высоких значений напряжения (9 ÷12 В), однако становится определяющим при диагностике выдающих низковольтные сигналы элементов, таких, как, например, l-зонд, где речь идет об измерении долей вольта.

Параллельное наблюдение параметров сигналов, сопротивлений и напряжений во всех цепях управления возможно при помощи разветвителя, включенного последовательно в разъем блока управления двигателем. При этом на выключенном, работающем двигателе или во время движения автомобиля, производится измерение параметров сигналов на клеммах разветвителя, из чего делается вывод о возможных дефектах.

Для диагностики электронных систем двигателя, автоматической трансмиссии, ABS, SRS могут применяться специальные диагностические сканеры или тестеры BMW DIS, MoDIC (программируемые от PC). Кроме того, для этой цели можно применить сканеры и специализированные диагностические анализаторы, например CS 1000, Bosch FSA 560 (www.bosch.de), KTS 300, Sun 2013, или обычный персональный компьютер со специальным кабелем и программой броузером OBD (например, обратитесь на сайт www.carsoftinternational.com/).

Некоторые сканеры, помимо обычных операций диагностики, позволяют, при соединении с персональным компьютером, распечатывать хранящиеся в памяти блока управления принципиальные схемы электрооборудования (если заложены), программировать противоугонную систему, наблюдать сигналы в цепях автомобиля в реальном масштабе времени.

Бесплатную версию броузера OBD II для диагностики Вашего автомобиля Вы можете скачать с нашего сайта arus.spb.ru или на www.obd-2.com; www.obd-2.de

Считывание записанных в память системы самодиагностики кодов неисправностей на некоторых моделях может быть произведено также по индикатору “проверьте двигатель” на приборной доске.

Сканер только считывает занесенные память неисправности и очищает память неисправностей. Тестер дополнительно может активизировать и показывать текущие данные.

Для диагностики также могут быть применены, например, приборы фирмы ToolRama, Inc. (3500 NW Boca Raton Blvd., Boca Raton, Florida, 33431, USA 1 877 866 5726 - 561 750 4511 - 561 338 8447 FAX) с картриджами для определенной модели автомобиля.

Все картриджи для тестера могут использоваться и в сканере. При этом функции будут ограничены только считыванием и очисткой памяти.

Для диагностики могут быть применены, например, приборы фирмы ToolRama, Inc. (3500 NW Boca Raton Blvd., Boca Raton, Florida, 33431, USA 1 877 866 5726 - 561 750 4511 - 561 338 8447 FAX):
   -   тестер R000 с картриджем Т051D или сканер P000 с картриджем Т041,
   -   универсальный кабель N000,
   -   разъем N001.

Картридж OBD II выполняет следующие функции:
   -   Считывание и удаление кодов неисправностей OBD II. Отражение результатов испытаний датчика кислорода.
   -   Непрерывный контроль систем зажигания, впрыска и компонентов.
   -   Отражение списка текущих данных и зафиксированных неустойчивых отказов:
      •   Абсолютное давление во впускном трубопроводе;
      •   Напряжение датчика кислорода;
      •   Температура охлаждающей жидкости двигателя;
      •   Расчетная нагрузка двигателя;
      •   Скорость автомобиля;
      •   Качество топлива;
      •   Расход воздуха (по массе);
      •   Опережение зажигания;
      •   Положение дроссельной заслонки;
      •   Температура всасываемого воздуха.

С подробностями о приборах Вы можете познакомиться на сайтах www.programatools.com, www.bosch.de.

Диагностический 16-контактный разъем (X19527) системы бортовой диагностики OBD II расположен на центральной консоли

Используется протокол ISO 9141-2.
Для соединения применяется стандартный кабель с разъемом J1962.

№ вывода

Назначение

1 Задается производителем
2 -
3 Задается производителем
4 Корпус
5 Корпус - сигнальный вывод
6 Задается производителем
7 Линия K
8 Задается производителем
9 Задается производителем
10 -
11 Задается производителем
12 Задается производителем
13 Задается производителем
14 Задается производителем
15 Линия L
16 Плюс батареи через предохранитель. Под напряжением при любом положении замка зажигания